По будням с 9:00 до 17:30
Поиск по каталогу лекарств
Как веселящий газ помогал стоматологам. Почему пациенты тубдиспансера танцевали от радости. Кто отобрал нитроглицерин у военных. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
Создание новых лекарственных препаратов было и остается актуальной проблемой для любого общества. Это обусловлено стремлением к повышению качества жизни и увеличением ее продолжительности. Здоровые люди способны работать, производить материальные ценности, двигать прогресс. Изобретение нового лекарственного средства — длительный и дорогостоящий процесс. Он начинается с поиска и конструирования соединения-лидера. Так называют структурный прототип будущего лекарства, то есть соединение, которое обладает определенной физиологической активностью. В дальнейшем это соединение ляжет в основу нового препарата.
Поиск новых лекарственных веществ был эмпирическим и направленным. Направленный поиск заключался в теоретическом предсказании биологической активности вещества на основе исследования ее связи с химической структурой. Для этого направления используют методы математического моделирования и заложенные в память вычислительных машин банки данных об известных биологически активных веществах.
Современный процесс поиска новых активных молекул аккумулирует различные подходы к разработке лекарственных препаратов, выработанные за годы развития медицины и химии. Они характеризуются возрастающим удельным весом компьютерных технологий. Эмпирический поиск, в свою очередь, имеет многовековую историю. Он осуществляется классическим методом проб и ошибок. Эмпирически были открыты полезные свойства многих растений и минералов. Позже, благодаря развитию химии, этим методом устанавливались фармакологические свойства многих синтетических препаратов. В настоящее время и этот метод претерпел существенные изменения, стал более совершенным. Оценка эффективности на современном этапе развития проводится не только субъективно: ученые используют многочисленные современные тесты, метод скрининга и другие методы, которые позволяют обследовать большое число синтезированных соединений.
Соединение-лидер может найтись случайно. В истории лекарств таких примеров великое множество. Классический и наиболее известный — создание пенициллина. Открытие этого препарата имеет огромное значение в медицине. Автор изобретения — британский микробиолог Александр Флеминг. Пенициллин ученый открыл в 1928 году, когда занимался изучением стафилококков. В культуру бактерий из внешней среды случайно попали плесневые грибы, которые уничтожили колонии стафилококков. Микробиолог выяснил, что разрушающее действие на бактерии оказывали не сами плесневые грибы, а жидкость, которую они выделяли в ходе жизнедеятельности. Род грибов — Penicillium — дал название новому лекарству. Впервые на человеке пенициллин испытали в 1942 году: препарат спас жизнь умирающему от менингита.
Сейчас нитроглицерин используют в медицине в качестве периферического вазодилататора, но сначала он успел «послужить в армии». Открыл нитроглицерин в 1847 году итальянский химик Асканио Собреро. Ученый получил взрывоопасную нелетучую маслянистую жидкость. На вкус она оказалась слегка сладковатой, а после употребления вызывала сильные головные боли и тахикардию. Собреро назвал вещество пироглицерином, и через год опубликовал статью об открытии. Научный труд быстро получил широкую известность, политики и ученые живо обсуждали очевидные перспективы использования пироглицерина в военной промышленности. Однако первым, кто всерьез взялся за новое вещество, стал не военный, а врач.
Доктор Константин Геринг, следуя основному закону гомеопатии*, предложил принимать пироглицерин пациентам с головной болью. Ученый назвал новый препарат Глоноином, однако надежды на выраженный лекарственный эффект не оправдали ожиданий. Позже нитроглицерин стали изучать в качестве взрывчатого вещества. Альфреду Нобелю удалось стабилизировать нитроглицерин, снизить его взрывоопасность. Изобретение назвали динамитом, а патент на него Нобель получил в 1867 году.
Тем временем ученые продолжали изучать применение нитроглицерина в медицине и обнаружили гипотензивный эффект. Препарат внесли в Британскую фармакопею в качестве средства от повышенного артериального давления. В XIX веке Уильям Меррелл впервые использовал нитроглицерин при стенокардии. Дальнейшая разработка была нацелена на выявление точных механизмов действия препарата. Благодаря этому удалось описать синдром отмены и объяснить причину головных болей «выходного дня» у сотрудников нитроглицериновых заводов.
В XIX веке начали применять в медицинских целях закись азота. Впервые газ синтезировал в 1772 году английский химик Джозеф Пристли. В тот момент об анальгезирующих свойствах оксида азота было неизвестно. Описал химические и физические свойства газа, а также воздействие его на человека химик Гемфри Дэви. Ученый предложил использовать закись азота при хирургических операциях. Он же дал оксиду азота название «веселящий газ». Первым применил закись азота в медицинской практике американский стоматолог Гораций Уэллс. В 1844 году он попал на сеанс общественной демонстрации эффектов ингаляции «веселящим газом». Проводил его странствующий лектор Гарднер Колтон. Один из присутствовавших на шоу сильно поранил ногу, но Колтон дал ему подышать газом, и после этого пострадавший признался, что перестал чувствовать боль. Это наблюдение подтолкнуло Уэллса использовать закись азота при удалении зубов.
Первый эксперимент стоматолог провел на себе. Доктор Уэллс вдохнул большую дозу «веселящего газа», потерял сознание, а в это время ассистент удалил ему больной коренной зуб. Затем Гораций решил повторить операцию на добровольце из госпиталя Массачусетса, однако потерпел фиаско. Во время оперативного вмешательства пациент закричал от боли. Причину неудачи установить не удалось. Либо концентрация газа была недостаточной, либо медики рано прекратили ингаляцию. Изобретение в научных кругах не признали, а Гораций Уэллс после публичного провала и нескольких неудачных экспериментов впал в тяжелую депрессию. Доктор покончил жизнь самоубийством за несколько дней до того, как медицинское общество в Париже признало за ним честь открытия анестезирующего вещества.
Первые антидепрессанты появились в 1950-х годах. Этот класс препаратов выделили в отдельную фармакологическую группу после случайного открытия новых фармакологических свойств противотуберкулезных средств — изониазида и ипрониазида. Способность этих лекарств стимулировать ЦНС первоначально посчитали нежелательной реакцией. У ипрониазида этот эффект был более выражен. Первые исследователи ипрониазида отмечали у пациентов улучшение настроения и повышение социальной активности. Один из авторов писал: «Пациенты танцевали в коридорах, хотя в их легких были дыры». Однако профиль безопасности ипрониазида был ниже, чем у изониазида. Поэтому первым антидепрессантом стал ипрониазид, а второй препарат остался на рынке в качестве противотуберкулезного средства.
Дальнейшие исследования ипрониазида и других производных гидразина показали, что механизм их терапевтического действия связан с торможением моноаминоксидазы. Этот фермент разрушает моноамины: адреналин, норадреналин, дофамин и серотонин. Вскоре ипрониазид уступил место препаратам с более выраженной фармакологической активностью: изокарбоксазиду, транилципромину и фенелзину.
Приведенный выше пример — яркий представитель успешного перепрофилирования лекарственных средств. Случайные наблюдения играют важную роль в перепрофилировании медикаментов. Как правило, это обусловлено обозреваемыми побочными эффектами. Перечислим наиболее известные случаи.
Силденафила цитрат. Это химическое соединение — действующее вещество таблеток Виагра. Изначально препарат предназначался для лечения болезней сосудов. Позже он зарекомендовал себя как средство для терапии эректильной дисфункции.
Талидомид. Ранее препарат применялся как седативное снотворное лекарственное средство, а затем продемонстрировал потенциал сначала для лечения лепры (1964 год), а потом множественной миеломы (1999 год).
Дисульфирам. Лекарство для лечения алкоголизма открыл врач, работавший на заводе по производству резины. Дисульфирам там использовали в качестве ускорителя вулканизации. В 1937 году сэр Уильямс заметил, что у рабочих после употребления алкоголя возникали неприятные симптомы. В итоге мужчины полностью отказались от спиртного. Десятилетие спустя датские исследователи Хальд и Якобсен исследовали дисульфирам как противоглистное средство. Чтобы доказать безопасность потенциального «антигельминтного препарата», ученые протестировали его на себе. Во время застолья с алкоголем оба почувствовали сильное недомогание. Одинаковую реакцию на алкоголь ученые связали с использованием дисульфирама.
Совместное применение этого средства и алкоголя вызывает гиперемию лица, гипотонию, потообразование, одышку, головную боль, тошноту, рвоту, судороги. Кроме того, дисульфирам угнетает альдегиддегидрогеназу и накапливает в организме ацетальдегид. Отравление последним как раз и создает клиническую картину, которую ученые назвали дисульфирамоподобной реакцией. Кстати, этот комплекс симптомов способны вызывать и другие лекарственные средства: метронидазол, цефалоспорины, синтетические гипогликемические средства, хлоралгидрат, никотиновая кислота.
Миноксидил. Получил совершенно новое показание к применению тоже благодаря случаю. Впервые в медицинской практике препарат начали использовать с середины 50-х годов XX века как регенерирующее средство при лечении язвенной болезни желудка. Также лекарство применялось в антигипертензивной терапии. Однако гипертрихоз, который пациенты отмечали как побочную реакцию, заставил ученых задуматься о новом показании к применению. Сейчас миноксидил используют в качестве средства для лечения андрогенной алопеции у мужчин и женщин.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ!
Внимание! Указанная цена действительна только при заказе через сайт