Екатерина МАЛИННИКОВА, бизнес-тренер, коуч, Санкт-Петербург
Задача аптеки — работать с прибылью и увеличивать ее из сезона в сезон. Прибыльность напрямую связана с ассортиментом, а в период отпусков это ощущается сильнее всего. Летом нужны «ходовые» позиции в нужном количестве. Проверить ассортимент аптеки на рентабельность поможет АВС-анализ. Протестируйте свою аптеку: выявите зоны, над которыми предстоит поработать.
ABC-анализ показывает, какими товарами аптечной организации нужно запастись впрок, а какие стоит брать только под заказ. Этот вид анализа выделяет товары, которые приносят основной доход летом, а также помогает сократить расходы на неликвиды и увеличить прибыль. Суть метода в ранжировании аптечного ассортимента относительно вклада в общую прибыльность.
Каковы преимущества ABC-анализа
Простота. Если аптека установила соответствующее программное обеспечение, то проанализировать ассортимент за любой период времени можно нажатием двух кнопок на клавиатуре компьютера.
Достоверность. АВС-анализ отражает достоверные данные и наглядно показывает, на чем руководителю стоит сконцентрироваться, а от чего лучше отказаться.
Универсальность. Метод подходит для анализа любого вида аптечных товаров: лекарств и нелекарственных средств, БАД, косметики, медицинских изделий и др.
Внимание
Более 80 процентов людей при разных видах боли используют НПВП (данные ВОЗ). Эта группа товаров вне сезона, но летом особенно актуальна
Когда аптека применяет АВС-анализ, она получает три группы товаров:
Что относят к товарам категории А
Если не хотите упустить прибыль летом, сконцентрируйтесь на товарах категории А. Аптека, которая будет держать их в достаточном количестве и продавать большими объемами, не получит летней просадки в выручке. Обычно к самым ходовым летним товарам относят позиции, которые попадают в 13 групп:
Закон привыкания: если человек дважды выйдет из вашей аптеки с желанной покупкой, то в третий раз он точно придет именно в вашу аптеку
После АВС-анализа каждая аптека формирует свой список товаров категории А под нужды ее покупательской аудитории.
В основе АВС-анализа лежит правило Парето: 20 процентов товаров приносят 80 процентов прибыли
Как в сезон поднять спрос на несезонный товар
Летние форс-мажоры могут влиять на ассортимент аптеки — они способны выводить совершенно не летние товары в категорию А. Когда летом 2010 года в Подмосковье и других регионах горели торфяники, вырос спрос на препараты от астмы и средства, которые способны защитить слизистые глаз и дыхательных путей. Параллельно возросла потребность в препаратах от сердечно-сосудистых заболеваний. Если вы будете мониторить новости на предмет форс-мажоров, сможете прогнозировать спрос на некоторые товары.
Внимание
Форс-мажор может выводить несезонные товары в категорию А
Повлиять на сезонность товара в силах каждого фармацевта. Возьмем для примера продажу витаминов летом. На первый взгляд, витаминно-минеральные комплексы (ВМК) и БАД в летний сезон — товар не ходовой. Однако сезонность только у нас в голове. Если мыслить стереотипом, что витамины летом никому не нужны, вы их не продадите. Исследования показывают, что только изменением рациона дефицит витаминов не восполнить. Люди испытывают потребность в приеме витаминов и летом. При запросе солнцезащитных средств, аптечки путешественника и других товаров для отпуска задайте покупателю вопросы, которые помогут сформировать у него потребность в покупке витаминов:
Летом предлагать витамины можно представителям трех категорий посетителей аптеки:
А. Покупатель солнцезащитных средств. В качестве допродажи подойдут не только специально сбалансированные ВМК для загара. Обратите внимание покупателя санскринов на комплексы, в составе которых есть витамины А, С и Е, бета-каротин, ликопин, селен, цинк, омега-3 и витамины группы В.
В. Путешественник или дачник. Поинтересуйтесь у покупателя, который собирает аптечку в дорогу:
Как в сезон поднять спрос на несезонный товар
Покажите покупателю солнцезащитного средства упаковку витаминов. Дайте получше рассмотреть флакон ВМК и его содержимое. Помните: более 80 процентов людей на планете — визуалы, то есть мыслят картинкой*.
С. Посетитель со светлой кожей. Объясняйте светлокожим покупателям, блондинам и рыжеволосым, как опасно для их типа кожи интенсивное УФ-излучение. Предлагайте защитные средства наружного и внутреннего действия. Защиту снаружи обеспечивают санскрины, защиту изнутри дают витамины. Подведем итоги:
Товары категории А — позиции, на которых аптека зарабатывает больше всего. От сезона к сезону список таких товаров меняется. Поэтому раз в квартал, а лучше чаще, проводите АВС-анализ по ассортименту вашей аптеки и закупайте товары этой группы.
Еще по этой теме
Сезонность товаров условна и зависит от находчивости и профессионализма фармработника. Ищите возможности для развития.
Дефицит отдельных позиций — это потеря покупателя, снижение выручки, неудовлетворенность работой. Проверьте запасы летних товаров прямо сейчас и закажите необходимое.
Используйте ABC-анализ для оценки разных периодов и сезонов, чтобы отследить прибыльность ассортимента в динамике.
Учитывайте форс-мажоры, держите руку на пульсе, ведь мир меняется каждый день. Стремление идти в ногу со временем поможет увеличить выручку через помощь людям.
Фото: © DragonImages / Фотобанк Фотодженика
https://e.novapteca.ru/984024
Электронный журнал- Новая аптека